Программа элиминации кори и краснухи

№4 (22) Июль-август 2002 г.

11 июля 2018 г. 0:19


Утверждаю

Руководитель Федеральной

службы по надзору в сфере

защиты прав потребителей

и благополучия человека

А.Ю.ПОПОВА

28 декабря 2015 года


Министр здравоохранения

Российской Федерации

В.И.СКВОРЦОВА

31 декабря 2015 года


ПРОГРАММА

«ЭЛИМИНАЦИЯ КОРИ И КРАСНУХИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

(2016 — 2020 ГГ.)


ПАСПОРТ


Наименование Программы


«Элиминации кори и краснухи в Российской Федерации» (2016 — 2020 гг.)

Основание для разработки Программы

1.

Стратегический план ВОЗ по глобальной ликвидации кори и краснухи, 2011 — 2020 гг.


2.

Региональный стратегический план элиминации кори и краснухи и предупреждения синдрома врожденной краснухи (СВК) (ЕРБ ВОЗ)


3.

Резолюция ЕРК ВОЗ на 64-й сессии, Копенгаген, 2014 г.


4.

Европейский план действий в отношении вакцин, 2015 — 2020 гг.


5.

Руководство по эпидемиологическому надзору за корью, краснухой и СВК в Европейском регионе ВОЗ (2010 г.)



Нестабильная ситуация по заболеваемости корью и краснухой в странах Европейского региона, а также в ряде субъектов Российской Федерации: регистрация эпидемических очагов с групповыми случаями заболеваний, на фоне выраженных миграционных процессов (внешних и внутренних), усиление риска завоза на сопредельные территории и государства

Основные разработчики Программы


Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;

ФБУН «Московский научно-исследовательский институт эпидемиологии и микробиологии им. Г.Н. Габричевского» Роспотребнадзора

Цель Программы


Достижение и верификация элиминации кори и краснухи на территории Российской Федерации к 2020 году.

Цели этапов выполнения программы:

1 этап 2016 — 2018 гг. — достижение и поддержание устойчивой спорадической заболеваемости корью и краснухой во всех регионах Российской Федерации

2 этап 2019 — 2020 гг. — верификация элиминации кори и краснухи на территории Российской Федерации

Задачи Программы

1.

Обеспечение и поддержание высоких уровней охвата прививками (вакцинацией и ревакцинацией) против кори и краснухи детей в декретированных возрастах и взрослых, включая группы повышенного риска инфицирования и труднодоступные группы населения, в соответствии с национальным календарем профилактических прививок


2.

Проведение подчищающей иммунизации в регламентированных национальным календарем профилактических прививок группах населения в субъектах Российской Федерации


3.

Проведение дополнительных кампаний по иммунизации восприимчивых групп населения на отдельных территориях в разных возрастных группах


4.

Совершенствование качества эпидемиологического надзора за корью и краснухой на этапе элиминации


5.

Научно-обоснованная корректировка системы профилактических и противоэпидемических мероприятий по элиминации кори и краснухи в Российской Федерации, препятствующих распространению инфекций в случае их завоза на территорию страны


6.

Обеспечение контроля качества препаратов для вакцинации против кори и краснухи, условий транспортировки и хранения вакцинных препаратов


7.

Повышение квалификации медицинских работников и специалистов органов и учреждений Роспотребнадзора по вопросам эпидемиологии, клиники, диагностики и профилактики кори и краснухи


8.

Проведение прикладных научных исследований для решения оперативных задач по элиминации кори и краснухи


9.

Развитие международного сотрудничества по проблеме элиминации кори и краснухи


10.

Обеспечение систематической информационно-разъяснительной работы с населением о преимуществах вакцинопрофилактики кори и краснухи. Усиление противодействия антипрививочному движению


11.

Организация и осуществление процесса верификации элиминации кори и краснухи

Показатели Программы

1.

Достижение и поддержание повсеместного уровня заболеваемости корью и краснухой — менее 1 на 1 млн. населения, отсутствие случаев СВК


2.

Отсутствие эндемичных случаев кори и краснухи в течение не менее чем 36 месяцев после регистрации последнего случая


3.

Подтверждение отсутствия циркуляции эндемичных генотипов диких штаммов вирусов кори и краснухи


4.

Обеспечение установленных индикаторов качества эпидемиологического надзора за корью и краснухой


5.

Подтверждение высокого (не менее 80%) охвата иммунизацией всего населения, включая группы повышенного риска инфицирования вирусами кори и краснухи, в т.ч. (не ниже 95%) — в декретированных возрастных группах населения

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

1.

Отсутствие эндемичных случаев кори/краснухи на территории Российской Федерации

— Отсутствие циркуляции эндемичных генотипов вируса кори и краснухи в Российской Федерации


2.

Обеспечение условий, препятствующих распространению кори и краснухи в случае их завоза на территорию Российской Федерации


3.

Подтверждение статуса Российской Федерации как территории, свободной от эндемичной кори и краснухи, в процессе верификации элиминации кори и краснухи в Европейском регионе

Объемы и источники финансирования программы


Федеральный бюджет, а также финансовые средства из других источников в соответствии с законодательством Российской Федерации

Срок реализации Программы


2016 — 2020 годы


I. Характеристика проблемы


В соответствии со стратегическим планом ВОЗ к концу 2015 года планировалось обеспечить элиминацию кори/краснухи/СВК во всех 6 регионах мира, а к 2020 году ликвидировать корь как минимум в 5 регионах ВОЗ.

Задачами Европейского региона ВОЗ на 2013 — 2015 гг. являлись:

— элиминация эндемичной кори;

— элиминация эндемичной краснухи, что в свою очередь приведет также к элиминации СВК.

Элиминация кори/краснухи подразумевала отсутствие эндемичной циркуляции вирусов кори/краснухи на определенной географической территории в течение не менее 12 месяцев при наличии хорошо функционирующей системы эпидемиологического надзора.

По данным ВОЗ, благодаря увеличению охвата населения прививками, стала наблюдаться выраженная тенденция к снижению показателей заболеваемости в разных регионах мира. Прогноз многолетней заболеваемости корью позволял надеяться на достижение элиминации кори в 2015 году. Однако, начиная с конца 2013 года, в большинстве регионов мира стал наблюдаться рост заболеваемости корью. Увеличение числа случаев кори регистрировалось даже в тех странах, в которых длительное время случаи кори либо не выявлялись совсем, либо обнаруживались единичные случаи заболевания (США, Канада, большинство Европейских государств).

В 2013 году в Европейском регионе было зарегистрировано более 30 тыс. случаев кори. Крупная вспышка кори наблюдалась в Грузии — 7830 случаев кори. По данным ВОЗ, в 2014 году по сравнению с 2013 годом число случаев кори в Европейском регионе в целом снизилось более чем в 2 раза. Заболеваемость корью продолжала регистрироваться в Германии (в основном в Берлине) — 626 случаев кори, в Грузии — 100 случаев, в Казахстане — 220. Вспышка кори в Кыргызстане с мая прошлого года по настоящее время насчитывает более 7 тыс. случаев (предварительные данные). В материалах ЕРБ ВОЗ подчеркивается, что корь и сегодня продолжает оставаться серьезным заболеванием и нередко приводит к летальным исходам. Во время вспышки кори в 2013 году в Болгарии умерло 24 человека, во Франции — 10 человек. В 2014 году в Европейском регионе в целом от кори умерло 7 пациентов.

Наблюдается также заболеваемость корью в отдельных регионах России. В 2013 году, так и в 2014 году случаи кори регистрировались как среди детского, так и среди взрослого населения. Более 30% больных в Европейском регионе составляли лица старше 20 лет (34% и 40% соответственно).

Анализ прививочного статуса заболевших корью свидетельствует, что в Европейском регионе подавляющее большинство из них составляют либо лица, не привитые против кори, либо не имеющие достоверных данных о проведенной вакцинации. Если подавляющее большинство заболевших корью детей младшего возраста не были привиты против этой инфекции, то среди взрослых более 50% не имели достоверных данных о прививке.

На 64-ой сессии Европейского регионального комитета ВОЗ, состоявшейся в Копенгагене 15 — 17 сентября 2014 года, был принят Европейский План действий Региона в отношении вакцин, в котором были определены шесть специфических для Региона целей, достижение которых улучшит жизнь миллионов людей. Весьма важно, что второй по значимости целью Европейского плана действий является достижение элиминации кори и краснухи. При этом завершение этой программы перенесено на 2020 год. Именно в 2020 году в соответствии со Стратегическим планом ВОЗ по глобальной ликвидации кори и краснухи планируется достичь ликвидации кори и краснухи в 5 регионах мира. Основной задачей в глобальном масштабе остается повсеместное достижение стабильно низких показателей смертности от кори.

Целью отечественной программы «Профилактика кори и краснухи в период верификации их элиминации в Российской Федерации (2013 — 2015 гг.)» являлось достижение, поддержание и верификация элиминации кори и краснухи на территории Российской Федерации к 2015 году.

Однако конечная цель элиминации кори и краснухи в Российской Федерации к 2015 году не была достигнута из-за недостаточного уровня популяционного иммунитета.

Благодаря повсеместному охвату населения прививками, в период с 2007 по 2010 годы в стране были зарегистрированы самые низкие показатели заболеваемости, и был достигнут критерий ВОЗ по заболеваемости корью в период элиминации — менее 1 случая кори на миллион населения. Тем не менее, после нескольких лет эпидблагополучия в 2011 году ситуация по кори в Российской Федерации ухудшилась, являясь отражением ухудшения ситуации по кори в мире, в частности, на территориях сопредельных государств. В 2014 году показатель заболеваемости корью в стране увеличился практически вдвое (с 1,65 в 2013 году до 3,23 на 100 тысяч населения). Всего в 2014 году было зарегистрировано 4711 случаев кори, 88,9% из которых приходилось г. Москву, Московскую область и субъекты Северо-Кавказского и Южного Федерального округов. Заболеваемость регистрировалась в 70 из 85 регионов страны. Выраженные миграционные процессы, развитие бизнеса и туризма отразилось на скорости и объемах внешней миграции. В 2014 году на 23 территориях Российской Федерации зарегистрировано 95 импортированных случаев кори (2% от всех зарегистрированных случаев) из 28 стран. Чаще импортирование наблюдалось с территории Украины (18), Азербайджана (11) и Казахстана (9).

В последние годы в появлении и вторичном распространении кори резко выросла роль отдельных групп населения, в том числе кочующих цыган, переселенцев, представителей религиозных общин, трудовых мигрантов. В 2014 году среди заболевших корью было 802 человека из вышеуказанных групп населения, что составило 17,0% от общего числа больных.

Резко выросло число внутрибольничных очагов — 44 против 23 в 2012 году. Основными причинами формирования внутрибольничных очагов явились: наличие не привитого против кори персонала ЛПО, отсутствие у них достоверных данных о прививочном анамнезе, позднее проведение противоэпидемических мероприятий при заносе кори в лечебное учреждение, связанное, как правило, с несвоевременной диагностикой кори у первого заболевшего.

При осуществлении эпидемиологического надзора за корью и краснухой, особенно в период элиминации этих инфекций, возрастает роль молекулярно-генетического мониторинга вирусов. Определение генотипа циркулирующих среди населения штаммов вирусов кори и краснухи играет двойную роль: во-первых, является одним из определяющих аргументов, свидетельствующих о прекращении циркуляции эндемичных штаммов на той или иной территории, во-вторых, позволяет проследить пути импортирования вируса.

Данные молекулярно-генетического мониторинга свидетельствовали, что подъем заболеваемости корью в Российской Федерации с октября 2011 г. по настоящее время представляет собой не единую вспышку, а целую серию вспышек инфекции, обусловленных множественным повторным импортированием вирусов разных генотипов (генетических линий) различного происхождения, многие из которых ранее на территории России не циркулировали. Однако, если в период с 2010 по 2013 годы на территории Российской Федерации эндемичный генотип вируса кори не выявлялся, заболеваемость корью в стране на протяжении 2014 года в основном характеризовалась продолжающейся циркуляцией импортированных штаммов генотипа D8. Такая продолжительная циркуляция была обусловлена как наличием достаточно большого числа чувствительных к кори лиц в популяции в ряде регионов Российской Федерации (Москва, Московская область, регионы Северо-Кавказского и Южного федеральных округов), так и повторным импортированием вируса из других стран мира: Таиланда, Казахстана, Польши, Украины, Турции, Республики Абхазия и ряда европейских стран.

Поскольку при вакцинации, как правило, используют тривалентные вакцины, за период применения вакцин повсеместно снизилась заболеваемость краснухой. В Европейском регионе с 2000 до 2011 годы заболеваемость краснухой снизилась на 98%. Однако с 2010 года в некоторых европейских странах число случаев краснухи резко выросло — в Румынии заболело более 30 тыс. человек, в Польше — более 37 тыс. В 2014 году вспышка краснухи продолжалась в Польше — заболело более 5 тыс. человек, более 11 тыс. случаев краснухи было зарегистрировано на Украине. Высокая заболеваемость регистрировалась также в Казахстане, Германии, Грузии. В России в последние годы регистрируются единичные случаи заболевания краснухой. В 2014 году выявлено всего 49 случаев.

По данным генотипитрования, серия вспышек краснухи в Российской Федерации с 2011 по 2014 годы, очевидно, связана с импортированием и ограничена местной циркуляцией штаммов вирусов генотипа 2B и 1E «азиатского» происхождения. Следует отметить, что 2B генотип представлен двумя кластерами вирусов, независимо импортированными из регионов Юго-Восточной Азии и Индии. Генотип 1E представлен штаммами, принадлежащими к разным кластерам вирусов, что также указывает на их независимое импортирование.

Основой процесса верификации элиминации кори/краснухи в Европейском регионе является представление в стандартизированной форме отчетных данных всеми странами Региона, их анализ и оценка как Национальными комитетами по верификации элиминации кори и краснухи (НКВ), так и Региональной комиссией по верификации элиминации кори и краснухи (РКВ). Для уточнения данных, представленных национальной программой, может потребоваться посещение страны членами РКВ. Документирование и последующая национальная верификация в странах региона является основой региональной верификации элиминации кори и краснухи, по результатам которой будет определяться возможность сертификации европейского региона в целом как территории, свободной от эндемичной кори/краснухи.

Процесс верификации в Европейском регионе будет основан на доказательствах достижения элиминации кори и/или краснухи, представленных каждой страной, а также наличии плана мероприятий, направленных на прекращение эндемичной циркуляции вирусов. Возможно, достижение элиминации кори и краснухи в разных странах в разное время.

Для документального подтверждения достижения элиминации кори и краснухи в Европейском регионе ВОЗ предлагается использовать следующие основные критерии:

— отсутствие эндемичных случаев кори и краснухи во всех государствах-членах в течение не менее чем 36 месяцев после регистрации последнего известного случая, благодаря прекращению эндемичной передачи вирусов, при наличии высококачественного эпидемиологического надзора;

— подтверждение того, что не менее чем 95% декретированных возрастных групп населения охвачены иммунизацией от кори и краснухи.

Внутренняя сертификация, проведенная в 2010 году на фоне низкой заболеваемости корью, еще раз показала, что основным условием достижения элиминации кори остается поддержание достоверно высокого охвата населения прививками против кори на всей территории страны, в каждом субъекте, муниципальном образовании, ЛПУ, на каждом педиатрическом участке. Однако, как показал детальный анализ привитости против кори, практически в каждом регионе оставались территории второго — третьего административного уровня (муниципальные образования, округа, районы), где показатель охвата в разные годы был несколько ниже контрольного. Таким образом, в стране оставалось восприимчивое к вирусу кори население, которое могло активно включаться в эпидемический процесс при заносе кори из неблагополучных регионов. Контингент восприимчивого населения существенно возрастал за счет выраженных миграционных процессов и трудно доступных групп населения. Недостаточное внимание к охвату населения прививками против кори привело к ухудшению эпидситуации по кори во многих странах мира, в том числе в Российской Федерации.

Для уменьшения контингента восприимчивого к вирусу кори населения в Российской Федерации были проведены дополнительные мероприятия (подчищающая иммунизация, пересмотр планов и т.д.), направленные на увеличение охвата населения прививками. По итогам за 2014 год в соответствии с планом и по эпидпоказаниям против кори привито более 5,23 млн. чел., в т.ч. 3,5 млн. детей. Эти мероприятия привели к выраженному снижению заболеваемости корью в стране в 2015 году (818 случаев кори — 0,56/100 тыс. населения).


II. Цели и задачи Программы


Целью Программы «Элиминация кори и краснухи в Российской Федерации» (2016 — 2020 гг.) является достижение и верификация элиминации кори и краснухи на территории Российской Федерации к 2020 году.

Выполнение программы планируется провести в два этапа:

1 этап 2016 — 2018 гг. — достижение и поддержание, устойчивой спорадической заболеваемости корью и краснухой во всех регионах Российской Федерации.

2 этап 2019 — 2020 гг. — верификация элиминации кори и краснухи на территории Российской Федерации.

Основными принципами реализации программы остаются: высокий охват населения прививками против кори и краснухи, своевременное выявление, учет и обязательное лабораторное подтверждение всех случаев кори и краснухи, а также молекулярно-генетическое типирование штаммов вирусов кори и краснухи, циркулирующих среди населения, с целью подтверждения элиминации инфекций на территории Российской Федерации.

Для документального подтверждения достижения элиминации кори и краснухи в Российской Федерации предложено использовать следующие основные критерии:

— отсутствие эндемичных случаев кори и краснухи во всех регионах страны в течение не менее чем 36 месяцев после регистрации последнего известного случая, благодаря прекращению эндемичной передачи вирусов, при наличии высококачественного эпидемиологического надзора;

— отсутствие эндемичных генотипов вируса кори и краснухи, циркулирующих среди населения Российской Федерации;

— подтверждение того, что не менее чем 95% декретированных возрастных групп населения в Российской Федерации охвачены иммунизацией от кори и краснухи.

Исходя из основных принципов и критериев элиминации кори и краснухи в рамках глобальной программы ВОЗ, программа «Элиминация кори и краснухи в Российской Федерации» (2016 — 2020 гг.) включает следующие задачи:

— достижение и поддержание высокого уровня охвата населения прививками (вакцинацией и ревакцинацией) против кори и краснухи;

— совершенствование качества эпидемиологического надзора за корью и краснухой;

— контроль качества препаратов для вакцинации против кори, краснухи и обеспечение регламентированных законодательством условий транспортировки и хранения вакцинных препаратов;

— повышение квалификации медицинских работников и специалистов органов и учреждений Роспотребнадзора по вопросам эпидемиологии, клиники, диагностики и профилактики кори и краснухи;

— повышение значимости информационно-мобилизационной системы при решении задач элиминации кори и краснухи;

— проведение прикладных научных исследований по решению оперативных задач элиминации кори и краснухи;

— развитие международного сотрудничества по проблеме элиминации кори и краснухи.


III. Пути реализации задач Программы


1. Достижение и поддержание высокого уровня охвата населения прививками (вакцинация и ревакцинация) против кори и краснухи.

Поскольку создание у населения надежного иммунитета к вирусам кори и краснухи является основным условием (гарантом) достижения элиминации этих инфекций, основное внимание должно быть сосредоточено на высоком уровне охвата прививками против кори/краснухи всего населения. При этом необходимо сосредоточить внимание не только на своевременном проведении плановых профилактических мероприятий в рамках национального календаря профилактических прививок в полном объеме, но и разработать стратегию повышения охвата прививками до уровня >/= 95% трудно доступных групп населения, к которым относятся культурные и этнические меньшинства, мигранты, географически разобщенные группы населения, а также люди, которые отказываются от вакцинации из-за своих религиозных или философских убеждений.

Кроме того, дополнительные мероприятия по иммунизации (в т.ч. подчищающей) должны быть также направлены на группы населения, в которых уровень иммунитета недостаточен для прекращения эндемичной циркуляции вирусов кори и краснухи. К таким группам относятся когорты, не вакцинированные надлежащим образом в прошлом, а также школьники и студенты, военнослужащие и работники медицинских, образовательных и торговых организаций и учреждений.

Для реализации поставленной задачи необходимо:

— осуществлять правильное и своевременное планирование профилактических прививок, их учет и отчетность (исходя их численности всего населения, проживающего в регионе, ведомственные учреждения и пр.);

— довести охват прививками детского и взрослого населения декретированных возрастных групп до уровня 95% — 98% и выше в каждой медицинской организации;

— добиться 95%-го и выше охвата прививками профессиональных групп населения (медицинские работники, преподаватели, студенты, торговые работники, военнослужащие, полицейские и др.);

— довести охват прививками труднодоступных групп населения (цыгане, мигранты, религиозные общины, отказывающихся от прививок и др.) до уровня не менее 95%;

— регулярное проведение подчищающей вакцинации в регламентированных национальным календарем профилактических прививок группах населения в субъектах Российской Федерации;

— проведение дополнительных кампаний по иммунизации восприимчивых групп населения на отдельных территориях в разных возрастных группах;

— сокращение необоснованных медицинских отводов от прививок против кори/краснухи;

— своевременное обеспечение в полном объеме лечебно-профилактических учреждений вакцинами, приобретенными за счет средств федерального и местного бюджетов.

Оценка официальных статистических сведений об охвате прививками против кори должна осуществляться на всех административных уровнях территориального деления со своевременным усилением профилактических мероприятий в случае необходимости. Высокий охват прививками должен сохраняться при достижении низкого уровня заболеваемости или при полном отсутствии случаев заболеваний корью/краснухой на территории.


2. Совершенствование качества эпидемиологического надзора за корью и краснухой.

Целью эпидемиологического надзора в период верификации процесса элиминации кори и краснухи является достижение и стабилизация заболеваемости на спорадическом уровне на каждой территории страны, разработка и применение обоснованных мероприятий, направленных на устойчивое достижение элиминации кори и краснухи — менее 1 случая на миллион населения.

При этом необходимо тщательное эпидемиологическое расследование каждого случая заболевания с определением источника инфекции и обязательное лабораторное подтверждения диагноза. Все случаи кори и краснухи должны быть классифицированы либо как случаи, возникшие в результате эндемичной передачи вирусов кори и краснухи, либо возникшие из-за заноса вируса (или связанные с заносом). При возникновении очагов инфекции должна быть получена информация о генотипах циркулирующих вирусов. Такую информацию необходимо собирать, анализировать и использовать оперативно и эффективно, чтобы своевременно проводить соответствующие противоэпидемические мероприятия.

Программой предусматривается:

— ежемесячный контроль фактической заболеваемости и масштабов распространения инфекций по территориям и стране в целом с учетом местных и завозных случаев;

— своевременное сопоставление показателей заболеваемости и уровня охвата населения прививками против кори и краснухи;

— определение территорий, групп и факторов риска заболевания;

— проведение активного надзора за корью и краснухой на территориях с устойчивой спорадической заболеваемостью из расчета не менее 2 случаев, подозрительных на корь и краснуху (с макуло-папулезной сыпью и лихорадкой) на 100000 населения в год;

— надзор за краснухой у беременных женщин;

— индивидуальный учет случаев кори, краснухи, СВК с занесением данных в CISID;

— лабораторное подтверждение случаев кори/краснухи/СВК;

— молекулярно-генетический мониторинг циркуляции вирусов кори/краснухи на территории Российской Федерации;

— слежение за иммунитетом населения к кори и краснухе (при необходимости проведение туровой вакцинации в течение 1 — 4 недель);

— слежение за клиническим проявлением инфекции (учет различных форм и тяжести течения заболевания, частоты возникновения осложнений);

— своевременное проведение мероприятий в очагах, препятствующих распространению инфекции;

— оценка эффективности профилактических и противоэпидемических мероприятий для прогноза заболеваемости и выбора главного направления мероприятий, обеспечивающих защиту населения от кори и краснухи.

Реализация задач достигается проведением комплексного многофакторного эпидемиологического анализа (текущего и ретроспективного) заболеваемости корью и краснухой, привитости, состояния специфического иммунитета населения, а также проведением обязательного лабораторного подтверждения всех случаев кори и краснухи (в том числе подозрительных) и мониторинга штаммов вирусов кори и краснухи, циркулирующих на территории России. Лабораторные исследования должны осуществляться с использованием адекватных методов исследования в аккредитованных ВОЗ лабораториях ННМЦ и РЦ по надзору за корью и краснухой при соблюдении адекватных сроков взятия, поступления материала и условий его доставки. Важно учитывать также, что использование молекулярно-генетических методов исследования позволит контролировать географическое распространение вирусов с учетом завозных и эндемичных случаев заболевания и получить дополнительную аргументацию элиминации кори и краснухи в регионе.


3. Контроль качества препаратов для вакцинации против кори и краснухи. Обеспечение регламентированных законодательством условий транспортировки и хранения вакцинных препаратов.

Одним из определяющих условий элиминации кори/краснухи является выпуск и применение для профилактики этих инфекций препаратов гарантированного качества и отвечающих международным требованиям, а также соблюдение регламентированных законодательством условий транспортировки и хранения вакцинных препаратов, обеспечивающих эффективность профилактических и противоэпидемических мероприятий.

Программой предусматривается:

— обеспечение контроля иммуногенности серий вакцинных препаратов, используемых на местах;

— обеспечение контроля за выполнением требований действующего санитарного законодательства по вопросам надлежащих условия хранения и транспортировки медицинских иммунобиологических препаратов на всех этапах доставки вакцин от предприятия-изготовителя до прививочных кабинетов медицинских организаций и условий хранения вакцинных препаратов;

— обеспечение медицинских и аптечных организаций качественным холодильным оборудованием.


4. Повышение квалификации медицинских работников и специалистов органов и учреждений Роспотребнадзора по вопросам эпидемиологии, клиники, диагностики и профилактики кори и краснухи.

Высокая значимость данного направления программы не вызывает сомнений, поскольку от квалификации врачей разного профиля и среднего медицинского персонала зависит перспектива реализации программы. Регулярное проведение совещаний и обучающих семинаров для клиницистов, эпидемиологов и вирусологов должно быть направлено на поддержание достаточного уровня квалификации и настороженности всех специалистов, участвующих в проведении надзора.

Программой предусматривается:

— организация и проведение семинаров, лекций, совещаний, обучающих курсов (с привлечением специалистов ВОЗ и разработанных ВОЗ материалов) для специалистов медицинских организаций, органов и учреждений, Роспотребнадзора по вопросам эпидемиологии, профилактики, клиники, диагностики кори/краснухи/СВК;

— проведение курсов для вирусологов по вопросам дифференциальной диагностики кори/краснухи и других экзантемных заболеваний;

— проведение учебных курсов по «холодовой цепи» с медицинским персоналом лечебно-профилактических учреждений;

— использование системы тестового контроля знаний врачей по вопросам эпидемиологического надзора за корью/краснухой в условиях элиминации инфекций;

— внедрение в программы подготовки студентов медицинских и фармацевтических институтов и училищ, учреждений постдипломного образования врачей вопросов стратегии элиминации кори и краснухи;

— проведение рабочих совещаний с руководящим составом лечебно-профилактических учреждений и учреждений Роспотребнадзора по вопросам верификации элиминации кори и краснухи в стране.


5. Повышение значимости информационно-мобилизационной системы при решении задач элиминации кори и краснухи.

В период элиминации кори и краснухи важное место отводится мобилизации медицинских работников и населения по вопросам эпидемиологии, профилактики, диагностики кори и краснухи с привлечением радио, ТВ, листовок, справочной литературы и пр. Эффективность данного мероприятия определяется доступностью и использованием высококачественной достоверной информации на доказательной основе для медицинских работников и населения о преимуществах и рисках, связанных с иммунизацией против кори и краснухи. Знания и представления медицинских работников и всего населения об опасности заболевания корью и краснухой, и возможности предотвращения заболевания с помощью вакцинации, включая информацию о преимуществах и рисках вакцинопрофилактики, остаются важным фактором для увеличения и поддержания на высоком уровне охвата населения иммунизацией, что необходимо для решения задачи элиминации кори и краснухи.

Программой предусматривается:

— подготовка и издание массовым тиражом различных санитарно-просветительных материалов по вопросам профилактики кори и краснухи (плакатов, буклетов, памяток, листовок);

— подготовка и организация трансляций по телевидению и в интернете тематических программ, интервью специалистов по вопросам элиминации кори и краснухи;

— публикации в средствах массовой информации статей и интервью ведущих ученых, практических работников здравоохранения и эпидслужбы на тему элиминации кори и краснухи в Российской Федерации, подготовка пресс-релизов с оценкой эпидемиологической ситуации по кори и краснухе, состояния вакцинопрофилактики, эффективности проводимых противоэпидемических мероприятий.

Для достижения и поддержания элиминации кори и краснухи очень важно формирование положительного отношения населения к вакцинопрофилактике и понимание того, что именно вакцинация обеспечивает защиту здоровья людей и предотвращает заболевание корью/краснухой, а также возникновение такого тяжелого заболевания как СВК. Используя различные формы представления материалов, достоверные сведения об эффективности вакцинопрофилактики кори и краснухи должны быть распространены во всех группах населения в масштабах страны, особенно в труднодоступных группах населения.


6. Проведение прикладных научных исследований по решению оперативных задач элиминации кори и краснухи.

Возможность элиминации кори и краснухи основывается на реальных теоретических предпосылках и практических достижениях в борьбе с этими инфекциями. Однако современное развитие научных технологий свидетельствует о возможности получения новых научных данных, направленных на совершенствование системы организационных, профилактических и противоэпидемических мероприятий по достижению элиминации кори и краснухи в Российской Федерации и подтверждению статуса России, как территории свободной от эндемичной кори и краснухи. Весьма важным направлением является также разработка высокоспецифичных и чувствительных методов диагностики кори, краснухи и других заболеваний, протекающих с лихорадкой и сыпью.

Программой предусматривается:

— разработка интегрированного научно обоснованного надзора за корью и краснухой, включая эпидемиологический надзор за краснухой у беременных женщин; совершенствование системы управления эпидемическим процессом кори и краснухи;

— разработка современного программного обеспечения эпидемиологического надзора за корью и краснухой в условиях элиминации инфекций;

— совершенствование методических подходов и лабораторных методов исследования диагностики кори/краснухи и других экзантемных заболеваний инфекционной этиологии в условиях элиминации эндемичной кори/краснухи;

— молекулярно-генетический мониторинг диких штаммов вируса кори и краснухи, позволяющий оценить прогресс в достижении региональной элиминации инфекций и подтвердить прекращение местной циркуляции вирусов;

— генотипирование и филогенетический анализ штаммов вируса кори и краснухи, направленный на мониторинг генетической изменчивости вирусов и совершенствование номенклатуры их генотипов;

— изучение механизмов формирования гуморального и клеточного звеньев иммунитета против кори и краснухи при заболевании и вакцинации.


7. Развитие международного сотрудничества по проблеме элиминации кори и краснухи.

В рамках реализации программы предусматривается:

— сотрудничество с ВОЗ в рамках глобальной и европейской программ элиминации кори и краснухи;

— сотрудничество с органами управления здравоохранением и специалистами, осуществляющими санитарно-эпидемиологический надзор, научно-исследовательскими учреждениями зарубежных стран по вопросам стратегии и тактики борьбы с корью, краснухой/СВК;

— развитие сотрудничества со странами Восточной Европы и Центральной Азии (в т.ч. ШОС и БРИКС), включая укрепление референс-функции Российской Федерации и оказания помощи в реализации мер по элиминации кори, краснухи/СВК.


8. Организация и осуществление процесса верификации элиминации кори и краснухи.

Обязательным условием верификации процесса элиминации инфекций является своевременное и полное представление достоверных результатов индивидуального эпидемиологического надзора за каждым случаем кори и краснухи во всех регионах страны. Верификация проводится с учетом рекомендаций ВОЗ на основе ежемесячных отчетов с каждой территории с учетом критериев элиминации инфекций и качества проводимого на территориях эпидемиологического отчета.

Программой предусматривается:

— создание, утверждение состава и положения Национальной комиссии по верификации процесса элиминации кори и краснухи (НКВ) с учетом рекомендаций ВОЗ, подготовка Национальной комиссией итоговых материалов по верификации для передачи их в Европейскую региональную комиссию по верификации элиминации кори и краснухи (RVC);

— создание и утверждение состава Региональных комиссий по верификации процесса элиминации кори и краснухи (РКВ) в Российской Федерации, подготовка Региональными комиссиями материалов по верификации для передачи их в НКВ;

— своевременная подготовка документов по верификации процесса элиминации кори/краснухи с учетом критериев элиминации и индикаторов качества эпидемиологического надзора в учреждениях, ответственных за проведение вакцинопрофилактики;

— расширение сотрудничества с международными организациями по вопросам элиминации кори и краснухи и верификации процесса элиминации этих инфекций;

— осуществление проверки органов и учреждений здравоохранения по субъектам Российской Федерации по процедуре верификации, при необходимости заслушивание руководителей органов и учреждений здравоохранения в субъектах Российской Федерации о выполнении программы.

Комиссии должны нести ответственность за организацию, осуществление мероприятий и анализ материалов по верификации на уровне учреждения, региона и страны в целом, используя для этой цели стандартные операционные процедуры. В процессе верификации на основании разработанных показателей элиминации регионы России смогут ежегодно оценивать характер эпидемического процесса кори, отмечать успехи и ликвидировать недочеты в работе. Предполагается, что элиминация кори и краснухи может произойти в разное время, в связи с чем верификация этих двух событий может состояться отдельно и в разные сроки.

Проведение верификации элиминации кори/краснухи требует координации деятельности учреждений Министерства здравоохранения Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны здоровья и других заинтересованных ведомств.


IV. Индикативные показатели успешного выполнения

задач Программы


1. Достижение и поддержание повсеместного уровня заболеваемости корью и краснухой — менее 1 на 1 млн. населения, отсутствие случаев СВК.

2. Отсутствие эндемичных случаев кори и краснухи в течение не менее чем 36 месяцев после регистрации последнего случая.

3. Подтверждение отсутствия циркуляции эндемичных вирусов кори и краснухи на основе молекулярно-генетического типирования диких штаммов вирусов.

4. Обеспечение установленных ВОЗ для стран европейского региона индикаторов качества эпидемиологического надзора за корью и краснухой.

5. Подтверждение высокого (не ниже 95%) охвата иммунизацией против кори и краснухи декретированных возрастных групп населения.


V. Финансирование и ожидаемые конечные результаты

реализации Программы


Предусматривается финансирование мероприятий программы за счет средств федерального бюджета в рамках установленных бюджетных ассигнований, а также финансовых средств из других источников, привлекаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При успешной реализации программы и достижении индикативных показателей ожидается получение следующих результатов:

— отсутствие эндемичной циркуляции вирусов кори/краснухи на территории Российской Федерации;

— обеспечение условий, препятствующих распространению кори и краснухи в случае их завоза на территорию Российской Федерации;

— подтверждение статуса Российской Федерации как территории, свободной от эндемичной кори и краснухи, в процессе верификации элиминации кори и краснухи в Европейском регионе.

С учетом программы ЕРБ ВОЗ выполнение Программы «Элиминация кори и краснухи в Российской Федерации» (2016 — 2020 гг.) необходимо рассматривать как приоритетную национальную задачу системы здравоохранения.

Приложение 2. ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ «ПРОФИЛАКТИКА КОРИ И КРАСНУХИ В ПЕРИОД ВЕРИФИКАЦИИ ИХ ЭЛИМИНАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (2013 — 2015 ГГ.)

Мероприятия годы Ответственный исполнитель
1. Совершенствование организационных мероприятий по профилактике кори и краснухи
1.1. Актуализация нормативных и методических документов по вопросам эпидемиологического надзора, диагностики и профилактики кори и краснухи, в том числе: Роспотребнадзор
Минздрав России
ФБУН Московский НИИ эпидемиологии и микробиологии им. Г.Н. Габричевского Роспотребнадзора — Национальный научно-методический центр по надзору за корью и краснухой (ННМЦ)
ФГБУ «Научно-исследовательский институт детских инфекций ФМБА России»
ФБУЗ «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии»
— разработка указаний по совершенствованию эпидемиологического надзора за корью, краснухой и эпидемическим паротитом»; 2013 г.
— разработка рекомендаций по организации дополнительных выборочных серологических исследований по кори и краснухе 2013 г.
1.2. Разработка предложений и рекомендаций по осуществлению эпиднадзора за корью и краснухой с учетом текущей ситуации (подготовка организационно-распорядительных документов, информационных писем, пресс-релизов) 2013 — 2015 гг. Роспотребнадзор
Минздрав России
ФМБА России
ФБУН Московский НИИ эпидемиологии и микробиологии им. Г.Н. Габричевского Роспотребнадзора (ННМЦ)
ФБУН Центральный НИИ эпидемиологии Роспотребнадзора,
ФГБУ «НИИ вакцин и сывороток им. И.И. Мечникова» РАМН
ФГБУ «Научно-исследовательский институт детских инфекций ФМБА России»
ФБУЗ «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии» Роспотребнадзора
1.3. Мониторинг за иммунизацией труднодоступных групп населения (население, проживающее на труднодоступных территориях, кочующие группы населения, переселенцы, лица без определенного места жительства, иностранные граждане, проживающие на территории Российской Федерации 2013 — 2015 гг. Роспотребнадзор
ФБУН Московский НИИ эпидемиологии и микробиологии им. Г.Н. Габричевского Роспотребнадзора (ННМЦ),
ФБУН Центральный НИИ эпидемиологии Роспотребнадзора,
ФГБУ «НИИ вакцин и сывороток им. И.И. Мечникова» РАМН
ФБУЗ «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии» Роспотребнадзора
1.4. Разработка и утверждение региональных программ и планов мероприятий по профилактике кори и краснухи на период верификации их элиминации в Российской Федерации в 2013 — 2015 гг. I — II кв. 2013 г. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны здоровья граждан управления Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации
ФБУЗ «Центры гигиены и эпидемиологии в субъектах Российской Федерации»
1.5. Актуализация региональных организационно-распорядительных документов по осуществлению надзора за краснухой у беременных женщин 2013 г. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны здоровья граждан
управления Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации
ФМБА России
1.6. Разработка, утверждение и внедрение региональных организационно-распорядительных документов, инструкций по выявлению, организации и проведению иммунизации против кори и краснухи лиц труднодоступных групп населения. I — II квартал 2013 г. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны здоровья граждан
управления Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
Анализ и совершенствование работы по иммунизации против кори и краснухи лиц кочующих групп населения, мигрантов, переселенцев 2014 — 2015 гг. ФМС России и его территориальные органы
ФМБА России
1.7. Анализ и оценка организации и проведения мероприятий по профилактике кори и краснухи на всех уровнях, начиная с врачебных участков медицинских организаций.
Подготовка отчетных материалов
2013 — 2015 гг.
(ежегодно и при ухудшении эпидемиологической ситуации)
Роспотребнадзор
органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны здоровья граждан,
территориальные органы и учреждения Роспотребнадзора
ФБУН Московский НИИ эпидемиологии и микробиологии им. Г.Н. Габричевского Роспотребнадзора (ННМЦ),
ФБУН Центральный НИИ эпидемиологии Роспотребнадзора
ФГБУ «НИИ вакцин и сывороток им. И.И. Мечникова» РАМН
ФБУЗ «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии» Роспотребнадзора
Научный центр здоровья детей РАМН
ФМБА России
1.8. Рассмотрение на заседаниях санитарно-противоэпидемических комиссий вопросов об организации и эффективности профилактических и противоэпидемических мероприятий по кори и краснухе с принятием при необходимости дополнительных мер по предупреждению этих заболеваний 2013 — 2015 гг. (ежегодно и при ухудшении эпидемиологической ситуации) Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны здоровья граждан управления Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации
1.9. Проведение проверок субъектов Российской Федерации по вопросам организации и осуществления работы по достижению и поддержанию элиминации кори и краснухи 2013 год — 17 субъектов Российской Федерации Роспотребнадзор,
ФБУЗ «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии» Роспотребнадзора,
ФБУН Московский НИИ эпидемиологии и микробиологии им. Г.Н. Габричевского Роспотребнадзора (ННМЦ)
2014 год — 12 субъектов Российской Федерации ФБУН Центральный НИИ эпидемиологии Роспотребнадзора региональные центры по надзору за корью и краснухой
2015 год — 12 субъектов Российской Федерации
1.10. Проведение региональных и территориальных совещаний по проблеме элиминации кори и краснухи для специалистов органов и учреждений здравоохранения и Роспотребнадзора, обеспечивающих реализацию мероприятий по профилактике кори и краснухи в стране 2013 — 2015 гг.
ежегодно в соответствии с годовым планом основных организационных мероприятий Роспотребнадзора и субъектов Российской Федерации
Роспотребнадзор
Минздрав России
органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны здоровья граждан
территориальные органы и учреждения Роспотребнадзора ФБУН Московский НИИ эпидемиологии и микробиологии им. Г.Н. Габричевского Роспотребнадзора (ННМЦ)
ФБУН Центральный НИИ эпидемиологии Роспотребнадзора,
ФГБУ «НИИ вакцин и сывороток им. И.И. Мечникова» РАМН
ФБУЗ «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии» Роспотребнадзора
Научный центр здоровья детей РАМН
ФМБА России
1.11. Рассмотрение вопросов о ходе элиминации кори и краснухи на конгрессах, конференциях, симпозиумах федерального и регионального уровня 2013 — 2015 гг. Минздрав России
Роспотребнадзор
органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны здоровья граждан
территориальные органы и учреждения Роспотребнадзора;
ФБУЗ «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии» Роспотребнадзора
ФМБА России
ФБУН Московский НИИ эпидемиологии и микробиологии им. Г.Н. Габричевского Роспотребнадзора (ННМЦ)
ФБУН Центральный НИИ эпидемиологии Роспотребнадзора
ФГБУ «НИИВС им. И.И. Мечникова» РАМН
Научный центр здоровья детей РАМН
1.12. Мониторинг эпидемиологической ситуации по кори и краснухе в зарубежных странах.
Организация своевременного информирования органов и учреждений Роспотребнадзора, здравоохранения, других ведомств, организаций и учреждений, населения по вопросам эпидемиологической ситуации по кори и краснухе в мире и мерах профилактики этих инфекций
2013 — 2015 гг. Роспотребнадзор
Минздрав России
органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны здоровья граждан
территориальные органы и учреждения Роспотребнадзора
ФБУЗ «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии»
ФБУН Московский НИИ эпидемиологии и микробиологии им. Г.Н. Габричевского Роспотребнадзора (ННМЦ)
1.13. Совершенствование межведомственного взаимодействия по вопросам элиминации кори и краснухи, в том числе проведения профилактических и противоэпидемических мероприятий среди труднодоступных слоев населения 2013 — 2015 гг. Минздрав России
Роспотребнадзор
ФМБА России
органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны здоровья граждан
управления Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации
2. Достижение и поддержание высокого уровня охвата населения прививками (вакцинация и ревакцинация) против кори и краснухи
2.1. Совершенствование организации и проведения вакцинопрофилактики кори и краснухи в соответствии с национальным календарем профилактических прививок и календарем профилактических прививок по эпидемическим показаниям.
Достижение охвата прививками против кори и краснухи декретированных групп населения до уровня 95 — 98% на каждом амбулаторно-поликлиническом участке
2013 — 2015 гг. Минздрав России
Роспотребнадзор
ФМБА России
органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны здоровья граждан
управления Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации
ФБУН Московский НИИ эпидемиологии и микробиологии им. Г.Н. Габричевского Роспотребнадзора (ННМЦ)
ФБУН ЦНИИЭ Роспотребнадзора
ФГБУ «НИИВС им. И.И. Мечникова» РАМН
Научный центр здоровья детей РАМН
2.2. Своевременное обеспечение медицинских организаций необходимым количеством вакцины для иммунизации населения против кори и краснухи в рамках национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям 2013 — 2015 гг. Минздрав России органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны здоровья граждан
2.3. Совершенствование учета детского и взрослого населения, подлежащего иммунизации против кори и краснухи 2013 — 2015 гг. Минздрав России
органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны здоровья гражданруководители медицинских организаций, осуществляющих иммунизацию населения
2.4. Осуществление планирования прививок против кори и краснухи, исходя из численности всего населения, проживающего на территории, включая население, обслуживаемое ведомственными медицинскими учреждениями 2013 — 2015 гг. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны здоровья граждан
управления Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации
ФМБА России
2.5. Проведение корректировки планов по иммунизации населения против кори и краснухи с учетом текущей эпидситуации. Организация при необходимости дополнительной иммунизации против кори 2013 — 2015 гг. Роспотребнадзор
Минздрав России
ФМБА России
органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны здоровья граждан
управления Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации
2.6. Повышение доступности иммунизации против кори и краснухи для иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность в Российской Федерации 2013 -2015 гг. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны здоровья граждан
ФМС России
ФМБА России
2.7. Совершенствование работы по снижению числа необоснованных медицинских отводов от прививок против кори/краснухи, по иммунизации против кори и краснухи лиц с длительными медицинскими противопоказаниями, с ослабленным здоровьем, хроническими заболеваниями 2013 — 2015 гг. Минздрав России
органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны здоровья граждан
Научный центр здоровья детей РАМН
2.8. Мониторинг осложнений и необычных реакций на прививки против кори/краснухи с анализом причин по каждому случаю и разработкой мер по их профилактике 2013 — 2015 гг. Минздрав России
Роспотребнадзор
ФМБА России
органы управления здравоохранением субъектов Российской Федерации
управления Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации
Научный центр здоровья детей РАМН
2.9. Принятие мер по обеспечению передачи информации о профилактических прививках медицинским организациям при смене гражданами обслуживающего ЛПУ 2015 г. Минздрав России
органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны здоровья граждан
2.10. Внедрение автоматизированного учета профилактических прививок с использованием сертифицированных программ 2013 — 2015 гг. Минздрав России
органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны здоровья граждан
ФМБА России
2.11. Контроль за планированием, обеспеченностью МИБП, ходом иммунизации и безопасными условиями ее проведения, в том числе в средних и высших учебных заведениях, детских домах и домах ребенка 2013 — 2015 гг. Роспотребнадзор
органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны здоровья граждан
управления Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации
ФМБА России
2.12. Проведение анализа состояния привитости населения против кори и краснухи, в том числе групп риска 2013 — 2015 гг. Роспотребнадзор
Минздрав России
ФМБА России
органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны здоровья граждан
управления Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации,
ФБУЗ «Центры гигиены и эпидемиологии» в субъектах Российской Федерации.
ФБУН Московский НИИ эпидемиологии и микробиологии им. Г.Н. Габричевского Роспотребнадзора (ННМЦ)
3. Совершенствование качества эпидемиологического надзора за корью и краснухой
3.1. Обеспечение достижения основных качественных показателей эпидемиологического надзора за корью и краснухой в каждом субъекте Российской Федерации, в том числе:
— процент случаев кори/краснухи, обследуемых эпидемиологически в течение 48 часов после регистрации — не менее 80;
— процент очагов кори/краснухи с установленным источником — не менее 70;
— процент очагов без распространения инфекции — не менее 80;
-процент очагов кори, где противоэпидемические мероприятия проведены не позднее 3 дня с момента появления сыпи у больного — не менее 80;
— процент лабораторно подтвержденных случаев — не менее 95;
— процент случаев кори/краснухи с адекватными пробами для диагностики — не менее 80;
— процент случаев с получением результатов лабораторных исследований в течение 7 дней после доставки в лабораторию — не менее 80;
-процент генотипированных очагов кори/краснухи с распространением — не менее 80;
— процент фактически обследованных больных с лихорадкой и сыпью (в рамках активного эпиднадзора) — 100
2013 — 2015 гг. Роспотребнадзор
ФМБА России
органы управления здравоохранением субъектов Российской Федерации территориальные органы и учреждения Роспотребнадзора
ФБУН Московский НИИ эпидемиологии и микробиологии им. Г.Н. Габричевского Роспотребнадзора (ННМЦ)
3.2. Проведение учета и лабораторного подтверждения каждого случая кори и краснухи, в том числе у беременных женщин, а также случаев СВК/ВКИ с заполнением карт эпидрасследования и с занесением данных в систему CISID 2013 — 2015 гг. Роспотребнадзор
ФМБА России
региональные центры по надзору за корью и краснухой (на базе управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации)
ФБУН Московский НИИ эпидемиологии и микробиологии им. Г.Н. Габричевского Роспотребнадзора (ННМЦ)
ФБУЗ «Центры гигиены и эпидемиологии» в субъектах Российской Федерации
3.3. Своевременное информирование Роспотребнадзора и ННМЦ за корью/краснухой о каждом случае заболевания корью и случаях, подозрительных на корь, среди контактных 2013 — 2015 гг. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны здоровья граждан
управления Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации
ФМБА России
3.4. Слежение за клиническими проявлениями заболеваний корью и краснухой (учет различных форм и тяжести течения заболевания, частоты возникновения осложнений) 2013 — 2015 гг. Минздрав России
Роспотребнадзор
органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны здоровья граждан
управления Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации
ФБУН Московский НИИ эпидемиологии и микробиологии им. Г.Н. Габричевского (ННМЦ)
Научный центр здоровья детей РАМН
ФГБУ «Научно-исследовательский институт детских инфекций ФМБА России»
3.5. Ежемесячный анализ заболеваемости и распространения кори и краснухи на всех уровнях и в целом по стране с учетом местных и завозных случаев.
Определение территорий, групп и факторов риска заболеваемости корью и краснухой с разработкой оперативных мероприятий по их предупреждению
2013 — 2015 гг. Роспотребнадзор
управления Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации
ФБУЗ «Центры гигиены и эпидемиологии» в субъектах Российской Федерации.
ФБУН Московский НИИ эпидемиологии и микробиологии им. Г.Н. Габричевского Роспотребнадзора (ННМЦ)
ФБУН «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии» Роспотребнадзора
ФМБА России
3.6. Подготовка ежемесячной и годовой отчетности о заболеваемости корью, краснухой, ВКИ/СВК, состоянии привитости населения против кори/краснухи и результатах серомониторинга с учетом данных ведомственных учреждений 2013 — 2015 гг. Роспотребнадзор
управления Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации
ФБУЗ «Центры гигиены и эпидемиологии» в субъектах Российской Федерации
ФМБА России
3.7. Организация и проведение серологического мониторинга популяционного иммунитета к кори и краснухе в индикаторных группах населения в соответствии с действующими нормативными и методическими документами 2013 — 2015 гг. Роспотребнадзор
органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны здоровья граждан
управления Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации
ФБУЗ «Центры гигиены и эпидемиологии» в субъектах Российской Федерации
ФБУН Московский НИИ эпидемиологии и микробиологии им. Г.Н. Габричевского Роспотребнадзора (ННМЦ)
3.8. Оценка состояния популяционного иммунитета населения к кори и краснухе с разработкой мероприятий по повышению его уровня 2013 — 2015 гг. Роспотребнадзор
Минздрав России
ФМБА России
органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны здоровья граждан
управления Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации
ФБУЗ «Центры гигиены и эпидемиологии» в субъектах Российской Федерации
ФБУН Московский НИИ эпидемиологии и микробиологии им. Г.Н. Габричевского Роспотребнадзора (ННМЦ)
3.9. Разработка прогноза заболеваемости корью и краснухой, разработка в соответствии с прогнозом дополнительных мероприятий, обеспечивающих защиту населения от этих инфекций 2013 — 2015 гг. Роспотребнадзор
ФБУН Московский НИИ эпидемиологии и микробиологии им. Г.Н. Габричевского Роспотребнадзора (ННМЦ)
управления Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации
3.10. Совершенствование программного обеспечения для персонифицированного учета больных краснухой (CISID) 2013 — 2014 гг. Роспотребнадзор
ФБУН Московский НИИ эпидемиологии и микробиологии им. Г.Н. Габричевского (ННИЦ)
управления Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации
3.11. Проведение генетического мониторинга циркуляции диких штаммов вирусов кори и краснухи для подтверждения отсутствия эндемичных штаммов на территории Российской Федерации и определения завозных случаев кори и краснухи 2013 — 2015 гг. ФБУН Московский НИИ эпидемиологии и микробиологии им. Г.Н. Габричевского Роспотребнадзора (ННМЦ)
региональные центры по надзору за корью и краснухой
ФМБА России
3.12. Проведение активного надзора за корью и краснухой на территориях с устойчивой спорадической заболеваемостью (не менее 2 случаев экзантемных заболеваний на 100 000 населения в год) 2013 — 2015 гг. Территориальные органы и учреждения Роспотребнадзора
органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны здоровья граждан
ФМБА России
3.13. Осуществление мониторинга за организацией мероприятий по эпидемиологическому надзору за корью/краснухой в субъектах Российской Федерации и проведением профилактических и противоэпидемических мероприятий в очагах инфекции с оказанием необходимой организационно-методической помощи 2013 — 2015 гг. Роспотребнадзор
управления Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации,
(региональные центры по надзору за корью и краснухой)
ФБУН Московский ННИ эпидемиологии и микробиологии им. Г.Н. Габричевского (ННМЦ)
ФГУЗ «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии» Роспотребнадзора
3.14. Проведение эпидемиологического надзора за краснухой у беременных женщин в установленном порядке 2013 — 2015 гг. Роспотребнадзор
управления Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации,
Минздрав России
ФМБА России
органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны здоровья граждан
Научный центр здоровья детей РАМН
ФБУН Московский ННИ эпидемиологии и микробиологии им. Г.Н. Габричевского Роспотребнадзора (ННМЦ)
3.15. Укрепление материально-технической базы вирусологических лабораторий, осуществляющих лабораторную диагностику кори и краснухи, обеспечение расходными материалами для лабораторной диагностики, внедрение современных методов исследований биологических материалов от людей 2013 — 2015 гг. Роспотребнадзор
органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
ФБУЗ «Центры гигиены и эпидемиологии в субъектах Российской Федерации» (региональные центры по надзору за корью и краснухой)
ФМБА России
4. Контроль качества препаратов для вакцинации против кори и краснухи. Обеспечение условий транспортировки и хранения вакцинных препаратов
4.1. Контроль качества препаратов для вакцинации против кори и краснухи в установленном порядке, в том числе иммуногенности серий вакцин, используемых на местах 2013 — 2015 гг. Минздрав России
4.2. Обеспечение выполнения требований санитарных правил СП 3.3.2.1248-03 «Условия транспортирования и хранения медицинских иммунобиологических препаратов» на всех уровнях «холодовой цепи», СП 3.3.2.2329-08 «Условия транспортирования и хранения медицинских иммунобиологических препаратов. Изменения и дополнения к СП 3.3.2.1248-03» 2013 — 2015 гг. Предприятия-изготовители вакцины, поставщики вакцины органы управления здравоохранением субъектов Российской Федерации медицинские организации, осуществляющие иммунизацию населения аптечные учреждения, осуществляющие реализацию вакцин против кори и краснухи
4.3. Совершенствование «холодовой» цепи, в том числе: Минздрав России органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны здоровья граждан
ФМБА России
— ревизия и анализ обеспеченности 2 — 4 уровней «холодовой» цепи холодильным оборудованием с оценкой его достаточности, надежности, в том числе в случае отключения энергоснабжения, изношенности; I — II — квартал 2013 г.
— разработка и утверждение плана по укреплению «холодовой» цепи, предусмотрев поэтапное обеспечение медицинских и аптечных учреждений специализированным медицинским холодильным оборудованием для хранения МИБП; II квартал 2013 г.
— реализация указанного плана. III — IV кварталы 2013 — 2014 гг.
4.4. Внедрение в практику современных термоиндикаторов для контроля соблюдения температурного режима на всех этапах «холодовой» цепи 2013 г. Минздрав России
4.5. Контроль за выполнением санитарных правил СП 3.3.2.1248-03 «Условия транспортирования и хранения медицинских иммунобиологических препаратов», СП 3.3.2.2329-08 «Условия транспортирования и хранения медицинских иммунобиологических препаратов. Изменения и дополнения к СП 3.3.2.1248-03» 2013 — 2015 гг. Роспотребнадзор
ФМБА России управления Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации
5. Повышение квалификации и информационное обеспечение медицинских работников и специалистов органов и учреждений Роспотребнадзора по вопросам эпидемиологии, профилактики, клиники и диагностики кори и краснухи
5.1. Подготовка информационно-аналитических материалов по вопросам заболеваемости, состояния иммунитета населения, клинической и лабораторной диагностики кори и краснухи в Российской Федерации для специалистов, участвующих в программе элиминации этих инфекций в Российской Федерации 2013 — 2015 гг.
Информационные бюллетени — 2 раза в год, информационно-аналитические письма — ежегодно
Роспотребнадзор
Минздрав России
ФБУЗ «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии» Роспотребнадзора
ФБУН Московский НИИ эпидемиологии и микробиологии им. Г.Н. Габричевского Роспотребнадзора (ННМЦ)
ФБУН Центральный НИИ эпидемиологии Роспотребнадзора,
Научный центр здоровья детей РАМН
ФГБУ «Научно-исследовательский институт детских инфекций ФМБА России»
5.2. Проведение региональных рабочих совещаний и семинаров по вопросам элиминации кори и краснухи 2013 — 2015 (ежегодно в соответствии с региональными планами) Управления Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации
ФБУЗ «Центры гигиены и эпидемиологии в субъектах Российской Федерации»
органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны здоровья граждан
ФМБА России
5.3. Подготовка материала лекций по вопросам глобальной элиминации кори для включения их в программы подготовки студентов медицинских и фармацевтических ВУЗов, врачей на факультетах постдипломного образования, учащихся средних учебных медицинских учреждений. 2013 г. Минздрав России
Роспотребнадзор
ФБУН Московский НИИ эпидемиологии и микробиологии им. Г.Н. Габричевского Роспотребнадзора (ННМЦ)
Включение лекции в образовательные программы указанных учреждений 2014 г.
5.4. Регулярное повышение квалификации медицинских работников по вопросам диагностики, эпидемиологии и профилактики кори и краснухи 2013 — 2015 гг. (в соответствии с региональными планами) Органы управления здравоохранением субъектов Российской Федерации
управления Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации
ФБУЗ «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии» Роспотребнадзора
региональные центры по надзору за корью и краснухой
ФБУН «Московский НИИ эпидемиологии и микробиологии» им. Г.Н. Габричевского Роспотребнадзора (ННМЦ)
ФМБА России
5.5. Подготовка и размещение в медицинских изданиях статей по проблеме элиминации кори и краснухи в Российской Федерации 2013 — 2015 гг. Минздрав России
Роспотребнадзор
ФБУН Московский НИИ эпидемиологии и микробиологии им. Г.Н. Габричевского Роспотребнадзора (ННМЦ),
ФБУН Центральный НИИ эпидемиологии Роспотребнадзора
5.6. Организация и проведение курсов для вирусологов по вопросам лабораторной диагностики кори/краснухи и других экзантемных заболеваний с проведением в установленном порядке профессионального тестирования 2013 — 2015 гг. ежегодно Роспотребнадзор
ФБУН Московский НИИ эпидемиологии и микробиологии им. Г.Н. Габричевского Роспотребнадзора (ННМЦ)
ФГБУ «Научно-исследовательский институт детских инфекций ФМБА России»
Научный центр здоровья детей РАМН
ФБУЗ «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии»
региональные центры по надзору за корью и краснухой
5.7. Обеспечение внешнего контроля качества лабораторной диагностики кори и краснухи с анализом полученных результатов и разработкой мер по устранению выявленных недостатков 2013 — 2015 гг ФБУН Московский НИИ эпидемиологии и микробиологии им. Г.Н. Габричевского Роспотребнадзора (ННМЦ)
региональные центры по надзору за корью и краснухой
5.8. Обучение специалистов управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации технологии автоматического поименного учета случаев кори, краснухи, СВК/ВКИ 2013 г. Региональные центры по надзору за корью и краснухой
ФБУН Московский НИИ эпидемиологии и микробиологии им. Г.Н. Габричевского Роспотребнадзора (ННМЦ)
5.9. Участие специалистов региональных центров по надзору за корью и краснухой в совещаниях по вопросам совершенствования эпиднадзора за корью/краснухой и лабораторной диагностики этих инфекций 2013 — 2015 гг. Роспотребнадзор
ФБУН Московский НИИ эпидемиологии и микробиологии им. Г.Н. Габричевского Роспотребнадзора (ННМЦ)
5.10. Оказание консультативной помощи специалистам лабораторий, осуществляющих серологические исследования в рамках изучения коллективного иммунитета населения к кори и краснухе 2013 — 2015 гг. ФБУН Московский НИИ эпидемиологии и микробиологии им. Г.Н. Габричевского Роспотребнадзора (ННМЦ)
6. Совершенствование информационно-мобилизационной системы при решении задач элиминации кори и краснухи
6.1. Разработка и утверждение региональных и муниципальных программ на 2013 — 2015 гг. по информационной работе с населением в целях формирования положительного отношения к вакцинопрофилактике, включающих в том числе:
— подготовку достоверной информации на доказательной основе для населения о преимуществах и рисках, связанных с иммунизацией против кори и краснухи,
— обучение педиатров и терапевтов проведению информирования населения по вопросам вакцинопрофилактики в целях формирования позитивного отношения к иммунизации,
— издание информационных материалов по вопросам профилактики кори и краснухи (буклетов, плакатов и другой печатной продукции),
— трансляции по телевидению, радио и в интернете тематических программ, публикации в средствах массовой информации,
— оформление в медицинских организациях и образовательных учреждениях тематических стендов
I — II квартал 2013 г. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
и местного самоуправления органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны здоровья граждан управления Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации
ФБУЗ «Центры гигиены и эпидемиологии» в субъектах Российской Федерации
Научный центр здоровья детей РАМН
6.2. Проведение плановой и индивидуальной информационной работы с населением в целях формирования мотивации к иммунизации. Обеспечение населения информацией о национальном календаре профилактических прививок 2013 — 2015 гг. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны здоровья граждан
управления Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации
ФБУЗ «Центры гигиены и эпидемиологии» в субъектах Российской Федерации
ФМБА России
6.3. Включение тематических мероприятий по вопросам профилактик кори и краснухи в информационную кампанию «Европейская неделя иммунизации» 2013 — 2015 гг. Управления Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации
ФБУЗ «Центры гигиены и эпидемиологии» в субъектах Российской Федерации
органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны здоровья граждан
7. Проведение прикладных научных исследований по решению оперативных задач элиминации кори и краснухи
7.1. Совершенствование системы управления эпидемическим процессом кори и краснухи 2013 г. Роспотребнадзор
ФБУН Московский НИИ эпидемиологии и микробиологии им. Г.Н. Габричевского Роспотребнадзора (ННМЦ)
ФБУЗ «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии»
ФБУН Центральный НИИ эпидемиологии Роспотребнадзора
7.2. Разработка интегрированного научно-обоснованного надзора за корью и краснухой, включая эпидемиологический надзор за краснухой у беременных женщин 2013 — 2014 гг. Роспотребнадзор
научно-исследовательские организации Минздрава России, Роспотребнадзора, РАМН, ФМБА России
7.3. Разработка высокоспецифичных и чувствительных методов диагностики кори, краснухи и других заболеваний, протекающих с лихорадкой и сыпью 2013 — 2015 гг. Научно-исследовательские организации Минздрава России, Роспотребнадзора, РАМН, ФМБА России
7.4. Изучение механизмов формирования гуморального и клеточного звеньев иммунитета против кори и краснухи при заболевании и вакцинации 2013 — 2014 гг. Научно-исследовательские организации Минздрава России, Роспотребнадзора, РАМН, ФМБА России
7.5. Изучение молекулярно-генетической характеристики диких штаммов вирусов кори и краснухи, циркулирующих на территории Российской Федерации и стран СНГ 2013 — 2015 гг. ФБУН Московский НИИ эпидемиологии и микробиологии им. Г.Н. Габричевского Роспотребнадзора (ННМЦ)
ФБУН ГНЦ ВБ «Вектор» Роспотребнадзора
7.6. Генотипирование и филогенетический анализ штаммов вируса кори и краснухи, направленный на мониторинг генетической изменчивости вирусов и совершенствование номенклатуры их генотипов 2013 — 2015 гг. ФБУН Московский НИИ эпидемиологии и микробиологии им. Г.Н. Габричевского Роспотребнадзора (ННМЦ)
ФБУН ГНЦ ВБ «Вектор» Роспотребнадзора
8. Развитие международного сотрудничества по проблеме элиминации кори и краснухи
8.1. Сотрудничество с ВОЗ в рамках глобальной и европейской программ элиминации кори и краснухи 2013 — 2015 гг. Минздрав России
Роспотребнадзор
ФБУН Московский НИИ эпидемиологии и микробиологии им. Г.Н. Габричевского Роспотребнадзора (ННМЦ)
ФГБУ «Научно-исследовательский институт детских инфекций ФМБА России»
Научный центр здоровья детей РАМН
8.2. Расширение сотрудничества с международными неправительственными организациями, органами управления здравоохранением и научно-исследовательскими учреждениями зарубежных стран по вопросам элиминации кори и краснухи и верификации процесса элиминации этих инфекций 2012 — 2015 гг. Минздрав России Роспотребнадзор
ФБУН Московский НИИ эпидемиологии и микробиологии им. Г.Н. Габричевского Роспотребнадзора (ННМЦ)
8.3. Продолжение оказания методической и практической помощи странам СНГ по организации и проведению эпидемиологического надзора за корью и краснухой 2013 — 2015 гг. Роспотребнадзор
ФБУН Московский НИИ эпидемиологии и микробиологии им. Г.Н. Габричевского Роспотребнадзора (ННМЦ, региональная референс-лаборатория ВОЗ по диагностике кори и краснухи)
8.4. Участие в международных конгрессах, конференциях, симпозиумах по вопросам эпидемиологического надзора и профилактики кори и краснухи 2013 — 2015 гг. Роспотребнадзор
научно-исследовательские организации Минздрава России, Роспотребнадзора, РАМН, ФМБА России
9. Организация и осуществление процесса верификации элиминации кори и краснухи
9.1. Разработка и утверждение документов по вопросам проведения верификации элиминации кори/краснухи в Российской Федерации I квартал 2013 г. Роспотребнадзор
Минздрав России
ФБУН Московский НИИ эпидемиологии и микробиологии им. Г.Н. Габричевского Роспотребнадзора (ННМЦ)
9.2. Обновление состава и положения Национальной комиссии по верификации процесса элиминации кори и краснухи (НКВ) в Российской Федерации I квартал 2013 г. Роспотребнадзор
9.3. Создание и утверждение состава региональных комиссий по верификации процесса элиминации кори и краснухи (РКВ) в Российской Федерации, подготовка Региональными комиссиями материалов по верификации для передачи их в НКВ I квартал 2013 г. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны здоровья граждан
территориальные органы и учреждения Роспотребнадзора
9.4. Проведение проверок органов и учреждений здравоохранения субъектов Российской Федерации, управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации по вопросам организации и проведения процедуры верификации, при необходимости заслушивание отчетов их руководителей 2013 — 2015 в соответствии с планами Роспотребнадзор
Минздрав России
органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны здоровья граждан
ФБУН Московский НИИ эпидемиологии и микробиологии им. Г.Н. Габричевского Роспотребнадзора (ННМЦ)
ФБУЗ «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии»
региональные центры по надзору за корью и краснухой
ФМБА России
9.5. Подготовка материалов и документов по верификации элиминации кори/краснухи в соответствии с организационно-распорядительными документами 2013 — 2015
ежегодно и по запросам Национальной Комиссии по верификации процесса элиминации кори/краснухи в Российской Федерации
Органы управления здравоохранением субъектов Российской Федерации территориальные органы и учреждения Роспотребнадзора
ФБУН Московский НИИ эпидемиологии и микробиологии им. Г.Н. Габричевского Роспотребнадзора (ННМЦ)
9.6 Подготовка итоговых материалов по верификации для передачи их в Европейскую региональную комиссию по верификации элиминации кори и краснухи (RVC) 2013 — 2015
Ежегодно и по запросам ЕРК
Национальная комиссия по верификации процесса элиминации кори и краснухи (НКВ) в Российской Федерации
9.7. Информирование органов исполнительной власти, населения о результатах рассмотрения НКВ материалов по элиминации кори и краснухи на территории Российской Федерации 2013 — 2015 гг. Роспотребнадзор
управления Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации